«BersoАнтик» - Мастера художественного стекла

Опубликовано: 04.09.2018

Daum Nancy

Стеклянная мастерская Daum Nancy была основана в 1878 году нотариусом Жаном Домом. Сначала небольшое производство специализировалась на заурядных стеклянных вещах, но сыновья учредителя мастерской Жан-Луи и Жан-Антонин принципиально изменили концепцию. Вслед за распространением модерна, в мастерской появились многослойные вазы с травлением, абажуры с замысловатыми растительными орнаментами. Благодаря развитию техники расширилась текстурная палетка – от абсолютно прозрачного до шероховато-матового. К производству были привлечены такие мастера как Луи Мажорель (так появилась визитная карточка Daum Nancy – ваза «Лотос»), Хилтон МакКонико (чаша «Cactus»), Виктр Пруве и Эмиль Галле. На первой в XX веке Парижской выставке произведения Daum Nancy – электрические лампы с абажурами из многослойного стекла -  удостоились премии Grand Prix. Третье поколение мастеров также привнесло новое: в 1920-е годы сын Луи-Огюстена, Поль, стал первым, кто последовал за тенденцией и создал коллекцию в стиле ар-деко.

В 1930-х годах мастерская стала работать не только со стеклом, но и с хрусталем. А еще через 30 лет компания стала специализироваться на изделиях в технике pate de verre  («пат-ду-вер» - дословно «стеклянная паста»), которая значительно расширила цветовую палитру мастерской, позволив смешивать самые необычные цвета. Компания до сих пор существует на рынке, но из-за возросшей конкуренции занимается самыми ходовыми вещами: статуэтками и хрустальными шкатулками.

 

 

Эмиль Галле

Имя этого мастера стало синонимом стиля модерн. Его работы из стекла с растительными узорами покоряют простотой и четкостью линии, изысканностью форм и естественными цветами. В 28 лет Галле стал управлять отцовским наследием - мастерской Éсоle de Nancy, производившей различные изделия из стекла. Несмотря на успех и хорошие продажи в Нанси, Эмиль Галле не хотел останавливаться на уже достигнутом. Он часами сидел в мастерской и экспериментировал с возможными техниками. Его труды не остались неоцененными – в результате Галле открыл для своей мастерской новые виды обработки стекла, а для всего мира -  новое пространство эстетики. В его работах воцарились основные мотивы нового стиля: растительные мотивы (в особенности Галле любил лилии, орхидеи и ирисы), стрекозы с прозрачными крыльями и другие полуфантастические насекомые.

 

Теперь мастерская Галле стал ассоциироваться не просто с предметами быта, а с настоящими шедеврами стекольщика-ювелира, который навсегда вписал свое имя в историю. Так все антиквары сразу узнают его авторскую технику «лунный свет» («clair-de-lune»), позволившего наслаивать разноцветное стекло и создавать эффект туманной дымки.  Он возродил технику травления стекла, которая была известна английским мастерам еще в XVIII веке. Галле первым стал подписывать свои работы не только на внутренней части изделия, но и снаружи: цитаты из Шарля Бодлера и других поэтов декаданса стали частью филигранного орнамента и получил название «говорящее стекло».  

 

 

rss